фирма-однодневкаДля того чтобы осуществлять эффективный поиск «однодневок» в процессе осуществления ими деятельности, налоговые органы разработали четкие критерии их выявления, содержащиеся в нескольких документах ФНС России (как опубликованных, так и недоступных для налогоплательщиков, т.е. с грифом ДСП).
В данной статье мы обратимся к вопросам выявления действующих «однодневок». И начнем со специфичных признаков «фирм-однодневок» на стадии осуществления ими своей «жизнедеятельности»: в данном случае главная опасность состоит в том, что, обнаружив функционирующую в хозяйственном обороте «сомнительную» фирму, являющуюся контрагентом налогоплательщика, налоговые инспекторы придут уже не к «однодневке», а к нему самому, чтобы подтвердить или опровергнуть уже его недобросовестность.
1. Подозрительный характер деятельности
Иногда налоговые органы «придираются» и вовсе к обыденным вещам, которые, на их взгляд, свидетельствуют о наличии у налогоплательщика признаков «фирмы-однодневки». Например, к тому, что организация была создана незадолго до совершения крупной сделки, совершенная операция носит разовый характер или совершена не по месту расположения фирмы, налогоплательщик не имеет других партнеров по бизнесу, а сам бизнес носит неритмичный характер. Как указал Пленум ВАС РФ в постановлении № 53 от 12 октября 2006 г., все подобные признаки сами по себе не свидетельствуют о недобросовестности налогоплательщика, однако все эти обстоятельства во взаимосвязи с другими признаками, могут стать доказательствами недобросовестности. Поэтому налоговые органы зафиксировали указанные факты как дополнительные признаки «фирмы-однодневки».
В составе признаков «однодневки» фигурирует и такой фактор как разовое взаимодействие компании с отдельными контрагентами, что также легко прослеживается по ее расчетному счету. В основном, это касается случаев привлечения «однодневки» для решения конкретной задачи, например, для оказания единичной услуги с последующим обналичиванием денежных средств.
Довольно подозрительным является для налоговых органов неритмичный характер бизнеса. По их мнению, в этом проявляется номинальный характер деятельности «однодневки», которая никакой реальной предпринимательской деятельности не осуществляет, а служит своим создателям «от случая к случаю» для целей налоговой экономии.
Другими признаками «однодневки» налоговики считают осуществление операции не по месту нахождения поставщика, использование нестандартных средств расчета (бартер, вексель, уступка прав требования), ведение лицензируемой деятельности без соответствующей лицензии, существование исключительно за счет кредитов и займов и т.п.
2. Подозрительные учредительные документы
Сразу обратим внимание на такой нюанс: гораздо проще создать новое юридическое лицо в форме общества с ограниченной ответственностью (ООО), поскольку создание акционерного общества потребует проведения дополнительных трудоемких процедур по выпуску акций и их регистрации. Ради того, чтобы заполучить подконтрольную фиктивную организацию, ни один налоговый «оптимизатор» не захочет утруждать себя соблюдением всех этих тонкостей. Как следствие – становится понятно, почему одним из косвенных признаков фиктивности юридического лица является создание юридического лица в форме ООО.
Следующий аспект, связанный с выявлением «фирм-однодневок», касается величины уставного капитала юридического лица. По закону минимальный размер уставного капитала составляет 10 000 рублей – понятно, что никто не будет вкладывать в «однодневку» большие суммы. Поэтому практически всегда уставный капитал «фирмы-однодневки» составляет минимальную сумму.
Помимо нежелания вкладывать в «однодневку» деньги, ее создатели так же не заинтересованы в том, чтобы подыскивать для нее нескольких соучредителей. Главное – просто соблюсти законодательную формальность и найти одно-единственное лицо, на которое можно было бы зарегистрировать «однодневку». Поэтому еще одна характерная черта учредительных документов «фирмы-однодневки» состоит в том, что в соответствии с этими документами учредителем организации является одно лицо (юридическое либо физическое).
3. Опасные заявители и поддельные нотариусы
Налоговики установили для себя еще один признак «фирм-однодневок», выявляемый на этапе регистрации – «массовые» заявители (заявители, принимавшие участие в регистрации 10 и более фирм). Активное использование данного признака налоговыми органами стало возможно благодаря тому, что ими ведутся специальные электронные базы «массовых» заявителей, по которым они проверяют личности всех граждан, подписывающих и подающих документы на регистрацию новых фирм.
Иногда массовые создатели «однодневок» пользуются и поддельными печатями нотариусов.
4. Фиктивные учредители и руководители
Как и в случае с «массовыми» заявителями, руководители и учредители «фирм-однодневок» очень часто обладают этим же статусом по отношению к десяткам, сотням или даже тысячам юридических лиц. Это легко объяснить. С одной стороны, если при регистрации «однодневки» используются данные потерянного паспорта или паспорта умершего человека, то создатели фиктивных организаций заинтересованы в том, чтобы «выжать» из заполученных ими документов максимум выгоды – то есть, зарегистрировать на имеющийся паспорт как можно большее количество компаний. Действует принцип: пока есть доступ к одному паспорту, зачем «добывать» новый. С другой стороны, если речь идет о добровольной регистрации «однодневки» на свое имя, регулярное взаимодействие на этой почве также является взаимовыгодным: гражданин-«регистратор» получает систематическое вознаграждение за свои услуги, а создателям «однодневок» не нужно вновь и вновь разыскивать людей, которые согласятся предоставить свои паспортные данные.
В результате, для большинства регистрируемых «фирм-однодневок» свойственен такой показатель, как наличие «массовых» учредителя и руководителя. Этот термин разработан налоговыми органами и используется ими при ведении секретных электронных баз, в которых аккумулируется информация о гражданах, зарегистрировавших на свое имя 10 и более фирм.
Обратите внимание: совмещение роли учредителя и руководителя организации в лице одного гражданина является, по мнению налоговиков, отдельным признаком «фирмы-однодневки». Это связано с тем, что истинной целью «регистраторов» является создание в действительности не работающей «однодневки», поэтому им не хочется тратить время и деньги на то, чтобы подобрать двух разных людей на должности руководителя и учредителя фирмы. Хотя такое иногда и встречается, это, скорее, исключение из общего правила о том, что «фирма-однодневка» полностью «ложится на плечи» одного гражданина.
5. Фиктивные адреса регистрации
Лица, которые занимаются регистрацией «однодневок» в «промышленных» масштабах, прекрасно знают, на какой адрес можно зарегистрировать фирму. Из-за этого имеет место «концентрация» адресов фиктивных организаций, а точнее – появление феномена адресов «массовой» регистрации (регистрация 10 и более компаний по одному адресу). Как и в случае с «массовыми» заявителями, руководителями и учредителями, органы ФНС России централизованно ведут электронную базу адресов «массовой» регистрации, что позволяет им оперативно выявлять данный показатель на этапе проверки регистрационных документов. Поэтому добросовестным налогоплательщикам будет не лишним удостовериться, не является ли адрес регистрации его контрагента массовым. Это можно сделать непосредственно на сайте ФНС России.
(по материалам www.econ-profi.ru)

Комментарии закрыты