что делать, если банк не возвращает депозитПри широкой развитости сферы банковских услуг такие субъекты финансовой деятельности, как банки нередко идут на существенные нарушения прав вкладчиков. Если вы храните свой капитал в коммерческом банке, то необходимо уметь грамотно отстаивать собственные права в случае их нарушения. Возможные ошибки могут допускаться кредитными учреждениями непреднамеренно. А значит, в любом случае необходимо вначале соблюсти процедуру досудебного урегулирования спора.
В сложной ситуации кредитные организации очень часто идут на такое нарушение, как несвоевременный возврат вкладов. Под несвоевременным следует понимать такой возврат, который осуществляется не по первому требованию клиента вернуть деньги со вклада, а по прошествии времени. Такая тактика учреждения будет выступать явным отступлением от буквы закона.
Гражданский кодекс РФ закрепляет норму, в соответствии с которой обыватель вправе забрать внесенные во вклад денежные средства немедленно, то есть по первому требованию. Между тем, в составляемых банками договорах почти всегда есть пунктик о том, что если клиент планирует снимать наличные со вклада, например, при превышении суммы в сто тысяч рублей, то ему нужно предупреждать кредитную организацию о предстоящих расходах. Обывателю следует помнить, что данный пункт договора будет являться в юридическом смысле ничтожным, поскольку он идет в разрез с выше приведенной нормой Гражданского кодекса о праве клиента по первому требованию забрать свои денежки. Другая статья этого же кодекса относит любые банковские вклады к разряду отзывных. Из этого следует, что даже если для вклада договором установлен конкретный срок его действия, и вкладчик под договором поставил собственную подпись, за ним все равно сохраняется право забрать свой капитал в любой момент. Закон всегда обладает большей силой нежели условия договора.
Если учреждение отказывается вернуть вам денежки по первому требованию, обратитесь сразу же к управляющему с требованием решить проблему. Сделать это предлагается непосредственно в устной форме. Ведь для рассмотрения любых письменных претензий потребуется какое-то время. Но дополнить устное обращение письменной претензией все же не мешало бы. Не забудьте только, что на втором экземпляре вашей претензии, которая будет хранится у вас на руках, представитель банка должен поставить печать с датой о том, что ваша претензия принята. Претензия пишется в свободной форме. Не следует описывать в ней все свое недовольство по поводу отказа в немедленном возврате денег. Просто напишите, что такого-то числа вы обратились в кредитную организацию с требованием вернуть внесенные во вклад деньги, но получили отказ. Сделайте при этом ссылку на Гражданский кодекс РФ, подтверждающую правомерность ваших требований. В претензии следует максимально конкретно указать, что именно вам нужно от кредитного учреждения, то есть чтобы он вернул вам все деньги со вклада, их часть и т.д. На вашу претензию банк обязать дать также письменный ответ в течении тридцати дней. Полученный ответ следует хранить до полного урегулирования спора. Если он окажется не в вашу пользу, то есть организация отказывается удовлетворить ваши требования, изложенные в претензии, данный ответ должен быть приложен при обращении с исковым заявлением в суд. Составлять его следует по той же схеме, что и претензию. В качестве приложения нужно предоставить договор банковского вклада, расчетные документы, копию ранее направленной в банк претензии и ответ на нее. Дать сто процентную гарантию того, что суд вынесет решению в пользу вкладчика, нельзя. Все зависит от того, какую позицию займет и какие доказательства сможет предоставить сам банк. Кроме того, суды по-разному толкуют отдельные нормы законодательства в той части, в которой оно пока еще остается несовершенным. К таким спорам всецело применим Закон, защищающий права потребителей. Это значит, что если суд все-таки удовлетворит требования обывателя, то он может дополнительно требовать не только возмещения банком судебных издержек, включая расходы на юриста, но и компенсации за просрочку исполнения банком своих обязательств. У клиента, помимо прочего, появляется шанс взыскать с банка определенную сумму за неправомерное удержание средств на вкладе, которая будет приравнена к половине общей суммы вклада. По своему усмотрению в дополнение к основному иску вкладчик может заявить иск о возмещении морального вреда. Такое право в этих случаях за ним тоже сохраняется. Если судебное решение будет не в пользу клиента банка, он в течении десяти дней может обжаловать его в вышестоящий суд. Свои права обыватель может попробовать защитить и иными способами. Например, обратиться в одну из общественных организаций, которые дают бесплатные консультации. В частности, подобные споры поможет урегулировать Финансовый потребительский союз. Если после данных им рекомендаций спор так и не разрешился, такой союз предложит вкладчику воспользоваться услугами платного юриста, с которым такая общественная организация тесно сотрудничает. Услуги в этом случае будут стоить в разы дешевле, нежели если бы клиент нашел юриста самостоятельно. К тому же, оплата услуг будет происходить лишь в случае успешного для обывателя судебного разрешения спора. Стороны могут договориться о том, что оплата юридических услуг будет осуществляться из взысканной по суду с банка суммы штрафов.
Жалобу на банк, в том числе через интернет, можно направить также в Роспотребнадзор либо в Федеральную Антимонопольную службу (ФАС). В задачи Роспотребнадзора входит проверка соответствия условий договора федеральному законодательству. ФАС будет проверять рекламные постеры банка, предлагающие конкретные виды вкладов, на предмет возможного введения клиентов в заблуждение. В такие органы, как прокуратура или полиция имеет смысл обращаться, если вы подозреваете кредитную организацию в уголовно наказуемых махинациях. Например, поводом для обращения в эти органы может быть кража денег со счета, предоставление учреждением поддельных документов и т.д. В большинстве случаев урегулировать спор относительно несвоевременного возврата депозита удается еще на стадии предъявления претензии. Но и о других способах защиты своих прав обывателям забывать не стоит.

Комментарии закрыты